Заявления продавцов автомобилей звучат в ушах потенциальных покупателей совсем не так, как ожидается. Потому что покупатели не верят ни одному слову. И правильно делают: ведь не может быть такого, чтобы все продающиеся на рынке автомобили имели минимальный пробег, вовремя проходили все техосмотры и не участвовали ни в одной аварии.
В этой статье мы расскажем, как узнать истинное положение вещей с автомобилем по его внешнему виду, в частности, по состоянию салона автомобиля.
Почему для оценки пробега мы рассматриваем именно салон?
На самом деле состояние салона может сказать гораздо больше внимательному взгляду, чем показания приборов, которые скручиваются на ура. Состояние салона же не скручивается, и очень выразительно говорит, сколько отмотал данный автомобиль. Во всяком случае, отличить 50 000 км от 200 000 км вы сможете, как и определить, что машина была в ДТП.
Мы рассматриваем состояние салона для подтверждения приблизительной оценки общего состояния автомобиля и его реальной стоимости. С точностью до километра мы, конечно, пробег не определим, наша задача иная: определить попытку обмана со стороны продавца.
Естественно, автомобили различаются классом, от которого зависят материалы, применяемые для отделки салона: качество пластика, материалы обивки сидений, дверные ручки и руль. Салон более дорогого автомобиля будет демонстрировать лучшую сохранность (но не всегда), то есть сравнивать автомобили между собой и делать вывод об их состоянии не стоит. Сначала лучше поинтересоваться на форумах, какие именно особенности и недостатки вашего автомобиля можно выяснить по состоянию его салона. Обладая этой информацией, вы сможете делать гораздо более реальные выводы по автомобилю.
Состояние руля и приборной панели
Руль постоянно находится в состоянии работы, соответственно, чем более изношен руль, тем больший пробег прошел автомобиль. Но не всегда. Некоторые автомобили демонстрируют удивительно недолговечные материалы рулевого колеса. Например, Volvo S80 II: на форумах есть масса сообщений от владельцев этого автомобиля с жалобами на состояние кожаного руля. Даже при пробеге за 100 тысяч км руль этого автомобиля скорее всего будет облезшим. Так что повторимся: перед тем, как делать выводы, сначала узнайте подробности в обзорах б/у автомобилей вашей марки или на форумах автовладельцев.
Обычно такое неприглядное состояние кожаный руль приобретает при пробеге за 300 000 км. Например, у автомобиля Ford Focus I при таком немаленьком пробеге состояние кожаного руля будет аналогичным состоянию руля Volvo S80 II при пробеге 100 000 км.
Но кожаные рули не самые долговечные, они проигрывают пластиковым рулям, даже самым недорогим. И если пластиковый руль отполирован до зеркального блеска, и такое же состояние демонстрирует рычаг переключения скоростей, значит, пробег у автомобиля никак не может быть меньше 100 тыс. км.
Такой ремонт редко требуется при пробеге до 100 тысяч км. То есть, если вам говорят, что пробег меньше, это уже повод усомниться. Также отклонение руля может показывать факт снятия руля, что может быть после выстрела подушки безопасности, то есть автомобиль побывал в ДТП. Неровное положение руля свидетельствует о проблемах.
Другим показателем пробега являются истирания на кнопках мультируля. Понятно, что если истирания заметны, говорить о небольшом пробеге не приходится.
Такое же состояние должно быть и у подрулевых переключателей, точнее у надписей и значков на них. Если на значках видны потертости, или грани нанесенных рифлений отполированы до блеска, это служит доказательством, что машина далеко не молода. Кстати, эти переключатели могут и заменить. Вы можете сравнить состояние всех переключателей. Если один из них выглядит гораздо новее остальных – он был заменен. А замена переключателей может свидетельствовать о том, что пробег автомобиля далеко за 100 тыс. км, в противном случае переключатели нет нужды менять.
Так же можно обратить внимание на состояние винтов, крепящих приборную панель. Если на них есть следы отвертки – значит приборная панель снималась. Для чего? – Например, для того, чтобы скрутить пробег, или поменять тросик у спидометра.
Состояние дверей и центральной панели
Двери используются наиболее активно, соответственно, состояние двери может рассказать о пробеге автомобиля больше, чем желал бы раскрыть продавец. Дверные ручки и подлокотники – наиболее ярко говорящие элементы двери, поскольку они поддаются наибольшему воздействию при эксплуатации. При пробеге автомобиля до 100 тыс. км износ ручек и подлокотников будет сложно заметить, значит, если он заметен в местах, на которые ложатся локти на подлокотнике или за которые хватаются пальцы на ручке – вердикт однозначен: автомобиль имеет пробег гораздо больший, чем 100 тыс. км.
Заметьте, что некоторые автомобили, например, Рено Логан, имеют в районе дверных ручек вставки из ткани. Они при интенсивном использовании естественно истираются, поэтому, если машина продается возрастом до 2-3 лет, а эти тканевые вставки истерты, значит, автомобиль использовался в качестве такси.
Также следует рассмотреть внимательно места крепления обшивки двери. Если на винтах есть следы отвертки, пробег уже не может быть маленьким. Необходимость в ремонте механизма стеклоподъемника или дверного замка может возникнуть, когда пробег автомобиля давно перевалил за сто тыс. км. Или же обшивку снимали для кузовного ремонта, что еще хуже.
Состояние центральной панели также может рассказать внимательному взгляду много интересной и полезной информации. Как обычно, в первую очередь рассмотрите те части панели, которые чаще всего попадают под воздействие рук, например, ручки для регулировки дефлекторов подачи воздуха климатической системы. Принцип тот же: если ручки затерты и в некоторых местах блестят, автомобиль пробежал больше сотни тысяч км.
Так же обратите внимание на состояние штатной музыкальной системы, особенно на затертость ручки регулировки громкости и надписей вокруг нее, а также на кнопках.
Состояние педалей, ковриков и кресел
Если на педалях стоят новые резиновые накладки, это сразу должно вас насторожить. Скорее всего, старые уже протерлись до дыр и их просто заменили.
Резиновые коврики практически не изнашиваются, и их состояние оценить сложно. Другое дело, если коврики с ворсом. Тогда при большом пробеге автомобиля они будут однозначно протерты до заметного состояния, иногда даже до дыр. Если при этом продавец уверяет, что автомобиль имеет минимальный пробег, повода верить ему на слово у вас не будет.
Кресла при минимальном пробеге должны быть в идеальном состоянии. Степень износа, конечно, будет зависеть от материала обивки сидений. Например, дорогая кожа изнашивается быстрее, чем дешевая ткань. Поэтому, если вы выбираете автомобиль с кожаной обивкой сидений, оценить пробег по степени износа обивки можно только если у вас есть под рукой аналогичный автомобиль, пробег которого вы знаете достоверно. Сравнив состояние обивки сидений на обоих автомобилях, сделать вывод будет несложно.
В машинах более высокого класса в спинке передних сидений установлены подушки безопасности для пассажиров на заднем сидении. Вы можете исследовать состояние швов на обивке передних сидений. Если швы отличаются, скорее всего подушка уже срабатывала, что говорит само за себя.
Попробуйте посидеть на водительском сиденье и на переднем пассажирском. Если водительское сиденье продавлено ощутимо сильнее, это однозначно свидетельствует о большом пробеге.
На что еще обратить внимание?
На потолок. Это самая мало истираемая поверхность, но состояние потолка может также сказать много интересного. Например, если на потолке есть разводы, то виновником может оказаться потолочный люк. Но если его нет, а разводы присутствуют, это может говорить о некачественно проведенной замене лобового стекла. В некоторых случаях дождевая вода может скапливаться в передней части обшивки потолка. Вам такая особенность совершенно ни к чему, не говоря уже об оставшейся неизвестной причине замены лобового стекла.
В любом случае, при таких неприятных свидетельствах пробег уже не так важен.
Дальнейшие действия
Итак, если мы при внешнем осмотре обнаружили какие-то свидетельства, подсказывающие нам о том, что продавец лукавит и выдает желаемое за действительное, нам надо иметь в виду следующее:
Если мы обнаружили погрешности только в какой-либо одной части салона, это не может служить однозначным свидетельством большого пробега. Тут важна совокупность признаков. Например, новые накладки на педалях и вместе с тем сильный износ тканевых вставок в местах около дверных ручек говорят о большом пробеге однозначно. Или: обнаруженные признаки демонтажа руля вместе с неровными строчками обивки передних сидений будут говорить об участии автомобиля в ДТП.
Также справедливо, что устранить все перечисленные выше недостатки будет для продавца не слишком затратно. То есть, одним салоном ограничиваться не стоит. Обязательно проверяйте состояние двигателя, трансмиссии, ходовой части и прочего.
Понятно, что оценить состояние ДВС может только специалист, а в этой статье мы собрали рекомендации, следуя которым, оценить честность продавца может любой водитель.
Также проверьте работоспособность всех механизмов салона. Мелочей здесь не существует. Например, если не работает заслонка печки, это далеко не мелочь. Ее замена может вам стоить тысяч двадцать, потому что заслонка меняется только вместе с моторчиком, а чтобы ее заменить, потребуется разобрать всю переднюю панель, что является достаточно трудоемкой и дорогой операцией.\