При покупке автомобиля каждого покупателя волнует, чтобы покупка была по возможности в хорошем состоянии. Понятно, что битые автомобили под категорию желаемой покупки не подходят никак. Как же найти признаки удара, если корпус машины выровнен до идеального состояния? Предлагаем рассмотреть методы выявления удара путем осмотра корпуса как извне, так и изнутри.
Самый неприятный удар – это фронтальный удар. Страдает при таком ударе не только корпус, то есть металл кузова, но и главное: агрегаты моторного отсека. Часто при лобовом ударе страдает коробка передач, навесное оборудование, да и двигатель часто подвергается негативному воздействию извне. Последствия сильного фронтального удара вряд ли возможно замаскировать. Если удается восстановить битый автомобиль – это всегда скорее исключение, чем правило. Причиной этому является деформация корпуса и его ребер жесткости, в том числе лонжеронов. При деформации этих несущих элементов они теряют первоначальную жесткость и даже если на вид корпус такой же, как до столкновения, его прочностные характеристики претерпевают драматические изменения не в лучшую сторону.
Последствия удара по корпусу
Иногда, в самых безнадежных случаях, мастера принимают решение вообще удалить погнутые лонжероны и вварить вместо них новые. Это хотя и спасает ситуацию, но далеко не полностью. Дело в том, что вручную правильно сварить и обработать сварные швы могут далеко не все. В результате такого восстановления сварные швы начинают окисляться прямо под слоем краски. Поскольку коррозия на таких местах сварных швов, обработанных с нарушением технологии, проявляется гораздо раньше, чем она начинает проявляться на всем остальном корпусе, это явно свидетельствует о выпрямлении или сварке деталей корпуса не в заводских условиях. Часто такие очаги коррозии, например, на кожухе выпускного коллектора, на площадке аккумулятора, на лонжеронах, стаканах и в прочих не характерных для коррозии местах обнаруживают проблемы с корпусом.
Как видим, покупка такого битого, причем лобовым ударом, автомобиля – это настоящая трагедия для покупателя. Естественно, на его месте не хочет оказаться никто. Разберем, какими путями мы сможем определить факт восстановления корпуса автомобиля после удара, чтобы не покупать его ни в коем случае.
Осмотр автомобиля традиционно начинают снаружи. Разберем порядок внешнего осмотра автомобиля.
Как подготовиться к началу осмотра автомобиля
Мы собираемся осмотреть продающийся б/у автомобиль определенной марки и модификации. Сначала нам необходимо взять эталонный образец, чтобы иметь ориентир, с чем сравнивать. Для этого нам нужен заведомо небитый и как можно более свежий автомобиль. Найдя его, мы максимально подробно должны осмотреть его корпус и отснять его на телефон, чтобы в дальнейшем сверяться с этим образцом. Легче всего это сделать, если автомобиль, который вы собираетесь приобрести, достаточно нов и продается в автосалонах. Тогда съемку без проблем можно сделать в автосалоне. Если же модель снята с производства, придется поискать как можно более свежий автомобиль требуемой модели.
Как производится наружный осмотр автомобиля
Главное, с чего мы начинаем осмотр автомобиля – с его красочного покрытия. Вы должны внимательно сравнить все детали на предмет одинаковости окраски. Причем сравнивать нужно не только цвет, но и то, как краска легла. Если смотреть под разными углами, можно заметить нюансы. Рельеф краски, так называемая шагрень, должен совпадать по своему характеру на деталях одинакового материала. То есть понятно, что краска по-разному ложится на металл и на пластик, поэтому небольшая разница между пластиковым бампером и металлическим крылом будет наблюдаться, но эта разница должна быть одинакова на всех деталях одного материала. То есть передний и задний бамперы должны быть сугубо одинаковыми.
Хорошо, если замечаний по окраске корпуса не выявлено, приступаем к осмотру характера зазоров. Дело в том, что после удара по корпусу зазоры будут не в идеальном состоянии, выставить их к номинальному значению вряд ли возможно. Зазоры на автомобилях зарубежного производства, в отличие от зазоров на автомобилях родного Волжского Автозавода обычно должны быть в идеале. Если это не так, вы рискуете получить битый автомобиль. Как именно надо смотреть зазоры?
- Измеряем ширину между передними дверями и крыльями. Ширина должна быть одинакова по всей длине зазора, добиться чего после восстановления корпуса практически невозможно. Торцы элементов кузова, дверей и крыльев не должны иметь никаких сколов и прочих дефектов. Если дефекты есть – это свидетельство лобового удара, в результате которого крыло смещается назад и наносит удар о дверь;
- Проверяем зазор капота. Его восстановить гораздо проще, но факт восстановления можно проверить по следующим особенностям: если на болтах кронштейнов капота есть следы ключей, значит корпус автомобиля восстановлен, особенно если пробег автомобиля всего 50 тыс. км. Вторая особенность – наличие следов восстановления запорного устройства капота. Оно как раз выходит из строя при лобовом ударе. Если вы нашли эти особенности, то даже если зазор капота более-менее в порядке, лучше не покупать такой автомобиль;
- Если вы видите следы замены лобового стекла: неровные зазоры, перекошенный резинки, плохое качество вклейки стекла – это свидетельствует о том, что стекло меняли, во-первых, явно не в дилерском центре, и, во-вторых, такая замена чревата течью в салоне.
Хорошо, внешний осмотр можно считать законченным. Переходим к внутреннему осмотру.
Внутренний осмотр автомобиля
Начинаем внутренний осмотр с осмотра подкапотного пространства на предмет следов аварии. Первые следы лобового столкновения будут на фарах. Мы должны осмотреть крепления фар, они должны быть не сломанными. Но их могли просто заменить на новые: для контроля этого посмотрите на болтики, которыми прикручены крепления фар. Если они не тронуты, все нормально. Если есть следы отвертки – дело, возможно, плохо.
Фары также нужно хорошо рассмотреть. Они должны быть оригинальными и одинаковыми как слева, так и справа. Маркировка фар должна присутствовать на их корпусе или на стекле.
Точно так же нужно исследовать отдельно стоящие повторители указателей поворота. Они должны стоять ровно, без зазоров. Уплотнительная резинка должна быть в идеальном состоянии.
Лобовой удар выводит из строя все детали моторного отсека, стоящие впереди. В первую очередь это радиатор, вентилятор системы охлаждения, радиатор кондиционера и коробка передач. Не слушайте россказни про то, что владелец сменил радиатор после 50-тысячного пробега. Радиатор не может иметь такой небольшой срок службы. Найдите маркировку радиатора. В некоторых случаях эта маркировка наносится на специальной бумажной наклейке, которая находится на пластиковых частях радиатора. Даже если ее убрали, вы должны найти маркировку или хотя бы след от нее. Такая маркировка, как «Лузар», «Фенокс» или какие-то иероглифы, говорит о том, что владелец поставил очень недорогой аналог радиатора, следовательно, хочет быстро продать свой проблемный автомобиль. Не надо его покупать.
Если маркировку радиатора вы так и не нашли, посмотрите на патрубки системы охлаждения: они не должны быть явно новыми и блестеть китайскими хомутиками – это показывает, что детали не оригинальные и автомобиль восстановлен.
Далее обратите внимание на вентилятор. Если он отличается от окружающих деталей своей новизной, значит, его недавно поменяли перед продажей. И скорее всего, поменяли на неоригинальный.
Также стоит рассмотреть хрупкие пластиковые детали, находящиеся в моторном отсеке. Это бачок стеклоомывателя, генератор, бачок и насос гидроусилителя руля. Вы сразу заметите, если вместо оригинальных деталей на их месте будут стоять китайские дешевые аналоги. При этом крышка, например, расширительного бачка может быть оригинальной, а сам бачок – подделкой.
Следующее, что стоит проверить – это как уложены электрические жгуты и патрубки. Если они проложены по штатным местам и стандартно закреплены, беспокоиться не о чем. Если на видимых болтиках и других крепежных элементах имеются следы гаечного ключа или отвертки, если на одном патрубке имеются хомуты разных производителей, когда вы видите следы от старого крепежа, то есть следы под головками болтов от отсутствующих шайб, пустые отверстия от болтов и пр., это вызывает обоснованные подозрения в том, что автомобиль далеко не новый и более того, уже ремонтировался или восстанавливался.
Таким образом, если при осмотре автомобиля вы обнаружите некую совокупность видимых особенностей, доказывающих, что автомобиль был восстановлен после лобового или бокового столкновения, не стоит его покупать. Вы купите за свои деньги кучу проблем, освободиться от которых окажется еще более дорогим удовольствием. Восстановленный после аварии автомобиль, даже если внешне он выглядит достаточно свежим, не будет иметь проектной прочности, его геометрия нарушена, и как он поведет себя в критической ситуации, вы можете только догадываться.
В некоторых случаях, правда, когда владелец восстанавливал автомобиль после аварии не для продажи, а для себя, он может быть достаточно качественным и эксплуатироваться без проблем. Но в любом случае, даже если вы купите такой автомобиль, рано или поздно вы соберетесь его обновить и вот тут вы столкнетесь с тем, что продать его будет достаточно сложно и не за такие деньги, которые вы за него ожидаете получить. Кроме того, и качественное восстановление автомобиля после аварии стоит достаточно дорого. То есть, для восстановления автомобиля до действительно рабочего состояния нужно потратить серьезные деньги, при этом продать его за адекватную стоимость невозможно.
Битые автомобили – это сплошная проблема, и лучше не связываться с ними. Это нельзя назвать положительным опытом.
Все вышесказанное имеет смысл, когда покупаемый автомобиль имеет возраст от 3 до 5 лет. Если же вы покупаете десятилетнюю машину, вы вряд ли найдете автомобиль, который избежал за 10 лет хоть какого-нибудь столкновения. Вопрос только в силе столкновения. Может быть совсем небольшое ДТП, при котором задет только бампер и фары. При таком столкновении основные детали не задеты, и брать такой автомобиль можно без проблем. В любом случае, покупая автомобили в таком возрасте, лучше обезопасить себя, возьмите с собой специалиста, который сможет помочь в грамотном выборе автомобиля.