Поддельные, контрафактные и неоригинальные запчасти для автомобилей занимают значительную часть рынка запчастей.
В данной статье мы рассмотрим категории подделок, пути, по которым контрафакт попадает на наш рынок и то, стоит ли их использовать, а главное попытаемся разобраться в причинах такого повышенного внимания производителей подделок именно к запасным частям автомобилей.
Почему на рынке запчастей много подделок
Для производителей поддельных запчастей смысл их занятия сводится к получению максимальной прибыли с минимальными вложениями. Для этого необходимо найти детали известных узнаваемых брендов, которые «продают себя сами» за счет своей известности и популярности. Раскрутка и продвижение таких товаров сводится к минимальным действиям с минимальными вложениями. Вторым условием успешности такого бизнеса является как можно более дешевое изготовление, то есть сами запчасти будут производиться из дешевых материалов, качество таких запчастей будет предельно низким.
На рынке запчастей не действуют правила, которые с успехом применяются на рынке подделок одежды или других товаров повседневного спроса. Если на последнем нормальной практикой является производство подделок с названием типа Adibass, то рынок запчастей подразумевает, что их покупатель как минимум грамотен и знает, как выглядят торговые марки и как называются те бренды, которым он доверяет. Но подделки на рынке запчастей занимают свою нишу, причем как на уровне бюджетных деталей, так и на уровне брендов премиум-сегмента.
Что такое контрафактная продукция
Контрафактом называют поддельную продукцию, а также продукцию, являющуюся оригинальной, но ввезенной вне официальных каналов поставки. То есть, если запчасть ввозится на территорию страны без соответствующего контракта с производителем и без разрешения владельца торговой марки, она по законодательству считается контрафактной. Другое обозначение таких запчастей – «серый импорт». Очевидно, что полагаться на нелегальных поставщиков серого импорта можно только если вы их знаете лично и точно уверены в том, что тому, что они предлагают, можно доверять. Например, если поставки осуществляются из ОАЭ, и вы точно знаете, что это так и есть, вы можете купить за сравнительно небольшие деньги достаточно качественную запчасть. Поставщики работают по такой схеме: сравнительно небольшая партия товара покупается за рубежом, зарубежные партнеры доставляют эту партию на территорию России и осуществляют таможенное оформление. При этом оформляются сертификаты на товар, контракты и другие документы. За счет того, что расходы на таможенное оформление распределяются на всю партию товара, цены на запчасти удается удержать на приемлемом уровне для покупателя.
По второй схеме работы импорт поступает в страну двумя этапами: на первом этапе российские поставщики заключают контракт на поставку запчастей с торговым домом Японии, которым, в свою очередь, имеет партнера в ОАЭ. Через этого партнера товар через ОАЭ поступает в Россию отдельными партиями, далее он отправляется в Россию, на границе проходит таможенную очистку и дальше распространяется в соответствии с логистическими схемами по складам продавца.
Все осуществляемые операции находятся в области действия законодательства, поэтому беспокоиться покупателю не о чем. Но, поскольку поставка запчастей проводится вне согласования с автоконцерном – владельцем торговой марки, такие поставки называют серыми.
Китайские запчасти ноунейм
Если мы говорим о китайских запчастях, не рядящихся под западные и восточные бренды, но представляющих никому не известные торговые марки, то к подделке их при всем желании не отнесешь. Эти детали представляют собой самостоятельный продукт, предлагающийся вне какой-либо маркетинговой составляющей бизнеса. Если качество таких деталей будет на высоте, они могут составить конкуренцию брендовым запчастям.
Как правило, китайские производители рассчитывают свою бизнес-модель исходя из прогнозируемого уровня спроса на производимый ими товар в странах с низкой платежеспособностью населения и с достаточно широким рынком сбыта, который обусловливает возможность найти нишу продуктам разного качества и разной цены.
При этом рынки развитых стран для таких производителей подходят мало, поскольку население этих стран привыкло пользоваться развитой сетью официальных автосервисов, которые комплектуются исключительно оригинальными запчастями по официальным каналам распространения. В России же автолюбители принимают на ура запчасти, если они недорогие и качественные. При этом бренд, под которым поставляются запчасти, с точки зрения Российского потребителя такого большого значения не имеет.
Как работает схема производства и продажи поддельных запчастей из Китая
Чаще всего в качестве образца для фальсификата выбираются самые популярные запчасти, пользующиеся стойким спросом. Например, берется фильтрующий элемент популярной фирмы и образец его направляется для копирования на завод в Китае, выпускающий подобную продукцию. На этапе переговоров с производителем оговариваются пути удешевления производства фильтра. Этих путей не так много, но они неизменно продолжают использоваться всеми фальсификаторами: это дешевые материалы и минимум обработки.
Оригинальные запчасти производятся с контролем качества на каждом этапе своего производства. Соответственно, затраты на производство можно сократить на каждом из этапов. Если мы делаем заказ на изготовление фальсификата масляного фильтра, китайский производитель может использовать для удешевления производства следующие трюки:
- Взять для производства самую дешевую фильтрующую бумагу для фильтрующего элемента;
- Заменить металлические детали пластиковыми;
- Металлические детали делать из дешевого металла;
- Уменьшить толщину металлического корпуса детали;
- Сделать имитацию обратного клапана или вообще его не предусмотреть;
- Резиновые уплотнители делать из дешевой резины;
- Уменьшить количество складок бумажного фильтрующего картриджа;
- Сэкономить на качестве обработки детали.
При этом фальсификаторы могут даже не брать в производство полную линейку фильтров, ограничившись только самыми ходовыми позициями, обеспечивающими львиную долю прибыли.
Готовый фальсификат попадает на рынки нашей страны разными путями, в том числе и через ОАЭ. Фальсификат может подмешиваться в поставку оригинальной продукции и распространяться по разным каналам.
Однако в последние годы Китай ужесточил политику в отношении фальсификата. Сейчас для того, чтобы вывезти из страны произведенные в ней запчасти, для оформления документов на вывоз требуется получение либо официального письма от владельца бренда, согласно которому он разрешает данной фирме производить товары под его торговой маркой, либо документов, подтверждающих права производителя на данную торговую марку.
Однако такие меры не привели ни к чему, кроме того, что фальсификат теперь вывозится без упаковки, согласно которой можно установить связь между деталями и брендом. Запчасти упаковываются уже по прибытии в Россию, при этом упаковка производится на территории нашей страны.
Разница в цене между оригинальной запчастью и ее фальсификатом составляет в разных случаях от 50% до 10%.
Каким образом отличить оригинальные запчасти от подделки
Продающийся на рынках фальсификат действительно во многих случаях сложно отличить от оригинала по внешнему виду. Производство фальсификата – это целая индустрия, и подделки выполняются максимально внешне похожими на оригинал. Может быть, продавцы запчастей больше осведомлены о продаваемом ими товаре и точно знают, что является подделкой, а что оригиналом?
Вряд ли. Дело в том, что фальсификат можно найти на всех уровнях рынка. Владелец торговой точки может закупить запчасти у собственных поставщиков или у поставщиков, которые нашли его точку сами. И в том, и в другом случае есть вероятность купить фальсифицированный продукт. Но такая же вероятность есть и при покупке товара у крупного оптового поставщика. Поэтому знать признаки фальсификата просто необходимо. Рассмотрим их.
Первое, на что стоит обратить внимание – это качество упаковки товара. Если упаковка некачественная, или продавец ссылается на то, что упаковка размокла, помялась или каким-то другим волшебным способом уничтожена – это свидетельство фальсификата. Мы уже знаем, что фальсификат из Китая в последнее время поступает без упаковки для облегчения оформления на таможне. И если вам предлагают запчасти без упаковки – это почти бесспорно доказывает, что товар поддельный.
Качество самой упаковки должно быть в подробностях рассмотрено. Оригинальные детали упаковываются в полиэтиленовую упаковку. Продавцы фальсификата копируют эту упаковку, однако часто забывают, что оригинальное содержимое упаковки тоже содержится в определенном состоянии. Оригинальные втулки стабилизатора, например, должны быть обработаны тальком.
Надо понимать, что фальсификаторы не стремятся захватить весь рынок, ведь многие детали технически сложно подделать, и их производство достаточно дорого. Поэтому чаще всего подделываются расходные материалы, к которым относятся:
- Детали подвески;
- Прокладки, сальники и прочие резинотехнические изделия;
- Фильтры;
- Ремни;
- Свечи зажигания;
- Технические масла.
Причина появления и успеха рынка поддельных запчастей
Как мы писали выше, производители фальсификата зарабатывают на той продукции, которая пользуется спросом практически всегда. К такой категории относятся расходные материалы. Привычка искать, где дешевле не позволяет нам покупать расходники у официальных дилеров, и тут появляются продавцы фальсификата и закрывают эту существенную потребность наших автолюбителей.
Ситуация могла бы измениться только при включении в борьбу с фальсификатом производителей оригинальной продукции. Но, поскольку контроль ситуации по неправомерному использованию брендов в России заводы-изготовители упустили, рынок фальсифицированных продуктов на данный момент продолжает жить.