Выбирая запасную часть для ремонта своего автомобиля, потребитель сегодня приходит к выводу, что это непростая задача. Выбор огромен, особенности запчастей заранее неизвестны, и все это вызывает мысль, что грамотно выбрать запчасть могут только специалисты, разбирающиеся в запчастях не понаслышке. На рынке присутствуют и оригинальные детали, которые существенно дороже, но их качество заранее неизвестно, так и неоригинальные. Они дешевле, но и их качество непредсказуемо. Давайте вместе разберемся, как выбирать запчасти, в чем их отличия, что такое аналоги и дубликаты запчастей и как выбрать запчасти неспециалисту, то есть простому потребителю.
Вопрос выбора запчастей начинает волновать автолюбителя далеко не сразу. Особенно если автомобиль приобретен новый, в течение гарантийного периода автомобиль обслуживается в дилерском сервисном центре, где все запчасти меняют по гарантии. Неисправные узлы заменяются на оригинальные при наступлении гарантийного случая, а расходники меняются согласно регламента. Здесь проблемы выбора не стоит, поскольку в сервисных гарантийных центрах используются исключительно оригинальные запасные части по причине того, что иные использовать они просто не имеют права. Но когда гарантийный срок заканчивается, большинство автовладельцев по причине высокой стоимости обслуживания в дилерских автосервисах уходят к частникам, где стоимость существенно ниже, а качество работы бывает и выше. Но при этом запчасти, которые там ставят, не обязательно будут оригинальными. Они могут быть и б/у, если они хорошего качества.
Оригинальные или не оригинальные запчасти для авто
Оригинальными являются по умолчанию все компоненты и детали автомобиля, которые используются при его сборке на конвейере. Не обязательно эти оригинальные детали производятся на заводе-изготовителе автомобиля. Чаще организация производства подразумевает распределение производства, когда разные узлы, детали, а также масла и жидкости производятся на специализированных заводах по контракту и в соответствии с техническим заданием производителя, а собираются в одно на заводе-изготовителе автомобиля. При этом все эти элементы считаются оригинальными, потому что произведены именно для данной модели автомобиля. Практика распределенного производства получила распространение начиная с японских автопредприятий, когда в послевоенное время Япония стимулировала таким образом деятельность любых, даже мелких, предприятий. В соответствии с этой организацией даже детали одного узла, например, фары, могут быть произведены на разных заводах, и собираются в готовую деталь на заводе-изготовителе.
Оригинальными запчастями, следовательно, считаются следующие:
- Запчасти, узлы и компоненты, даже произведенные на сторонних заводах, но по контракту с изготовителем автомобиля и поставляемые на сборочную линию этого завода;
- Запчасти, поставляемые в дилерские сервисные центры и упакованные в фирменную упаковку производителя автомобиля;
- Бывшие в употреблении запчасти, узлы и агрегаты, снятые с оригинального автомобиля.
Какими способами можно определить, что данная запчасть действительно оригинальная?
- Если она новая, она обязательно упакована в упаковку автомобильного концерна с фирменным знаком;
- Если внутри упаковки на разных деталях стоят клейма разных заводов-изготовителей запчастей, это нормально. Это детали, поставляемые для изготовления или ремонта оригинального автомобиля согласно контракту с заводом-изготовителем или автоконцерном.
Как определить, что автозапчасти неоригинальные
Давайте разберемся, какие детали относятся к категории неоригинальных. Современное производство автомобилей одной марки чаще всего распределено по всему земному шару, ввиду того что автомобильный концерн стремится снизить издержки на производство, и переводит производство в страны с более низким уровнем зарплаты, в том числе в Индию, Россию и в Китай. Как мы только что узнали, завод-производитель деталей может быть отличным от завода-производителя автомобиля, при этом заводы, на которых собираются сами автомобили, могут находиться в разных странах. При этом производители запчастей для этих автомобилей также будут производиться в этих странах для снижения транспортных расходов. Очевидно, что при такой организации производства одни и те же узлы и механизмы могут производиться на совершенно различных заводах в разных странах. При этом они не перестают быть оригинальными.
Разобраться в таком хитросплетении производителей автозапчастей могут только те, кто профессионально занимается запчастями. Они точно знают, какие производители в каких странах производят оригинальные запчасти как для использования при сборке автомобиля, так и для продажи в магазинах запчастей категории “aftermarket”. Такие детали всегда упаковываются в оригинальную упаковку с логотипом завода, производящего детали.
В любом случае это оригинальные автозапчасти, производятся они по контракту с автоконцерном, контроль качества бренда присутствует. Но вы должны понимать, что автоконцерн в любом случае будет контролировать только качество тех деталей, которые идут непосредственно на конвейерную линию. А продукция многочисленных заводов, производящих однотипные запчасти по всему миру, контролируется в своей массе только самим производителем запчастей.
В силу этого заводы, производящие оригинальные запчасти, идущие на производство автомобилей, обеспечивают лучшее качество своей продукции, чем их многочисленные собратья, производящие такие же детали, но без такого тщательного контроля автоконцерна. Например, подшипники для японских автомобилей производятся только на одном заводе, находящемся в Японии. Но потребности вторичного рынка запчастей для японских автомобилей настолько велики, что их удовлетворяют пять заводов по производству подшипников, которые находятся в Китае. Такие детали будут упакованы в собственную упаковку.
Пути поставки в Россию оригинальных запчастей
Оригинальные запчасти завозились и завозятся в Россию по неофициальным каналам. Такие запчасти, несмотря на то, что они оригинальные, по цене гораздо дешевле, чем те запчасти, которые поставляются в официальные дилерские сервис-центры. Что обеспечивает такую разницу в цене? Это происходит из-за того, что, во-первых, официальные автодилеры имеют запчасти только на продающиеся модели автомобилей, и, во-вторых, логистическая схема у официальных дилеров единая и по этой причине недостаточно гибкая, что сказывается на ее экономической эффективности. Официалы могут позволить себе более дорогую доставку, компенсируя ее высокими ценами на ремонт в сертифицированных автосервисах.
Неофициальные поставщики, наоборот, ориентированы именно на удовлетворение потребностей рынка, и цена у них ближе к реальному положению вещей на рынке запчастей. Основной метод, за счет чего серые поставщики обеспечивают нормальную цену – это распределенные закупки. В том числе одним из крупных поставщиков «оригинальных» запчастей являются ОАЭ, которые сами ничего не производят, но, тем не менее, на их складах находится большой запас оригинальных запчастей и цена на них вполне конкурентоспособна.
Однако усилия автоконцернов направлены на пресечение поставок в страну оригинальных запчастей по серым схемам, поскольку их прибыль напрямую зависит от этого. Если их усилия достигнут цели, оригинальные запчасти будет возможно приобрести и поставить только на официальных дилерских автосервисах. Однако, кроме рынка «оригинальных» запчастей, существует не менее грандиозный рынок неоригинальных запчастей и аналогов.
Неоригинальные автозапчасти и дубликаты (аналоги)
Такие запчасти условно можно разделить на следующие группы:
- Сторонние производители запчастей, которые не идут на конвейерную сборку;
- Производители афтермаркет-запчастей, которые производятся в том числе и для конвейера;
- Перепаковщики;
- Монобренды.
Что первые, что вторые производители в настоящее время отличаются не очень сильно, хотя вроде бы афтермаркет-запчасти устанавливаются на автомобили на сборочных линиях, и качество их производства проходит многоступенчатый контроль со стороны автоконцерна. Однако закон рынка диктует и им необходимость снижать производственные издержки для того, чтобы не выбиваться из ценового уровня остальных производителей. Следовательно, они также размещают свое производство в Китае и качественные показатели и у первой и у второй группы производителей различаются не сильно. И хотя производители первой группы продают запчасти под своим собственным брендом, зачастую качество их деталей не ниже, а в отдельных случаях и выше, чем у афтермаркет-производителей.
Наконец, монобренды – это производители запчастей для какой-либо одной марки автомобилей. Зачастую эти детали не предназначаются для установки на конвейере. То есть автоконцерн не использует их для производства своих автомобилей, но не против того, чтобы эти производители указывали наименование бренда производителя на своей упаковке. Часто выбор монобрендовых запчастей чрезвычайно широк и они производятся на самых разных заводах. Даже одинаковые запчасти могут производиться на разных заводах, и завод, продукция которого будет закуплена, выбирается на основании тендера с учетом условий рынка, на который будут поставляться данные запчасти.
Какие же запчасти для автомобиля покупать
Если вы приверженец только оригинальных запчастей, у вас есть выбор пользоваться только официальными дилерскими автосервисами. Именно там вам поставят деталь, произведенную согласно требований автоконцерна, производящего автомобили вашей марки.
Но если вы считаете, что цена официального сервиса неоправданно высока, можно остановить свой выбор на дубликатах категории aftermarket. Но при таком выборе вам необходимо обезопасить себя. Найдите отзывы о бренде и о товаре на форумах, позаботьтесь о том, чтобы получить сертификат на искомую запчасть у продавца.
В качестве вывода можно остановиться на следующих фактах:
- Оригинальные запчасти производятся на разных заводах, их качество также разное. Запчасти для конвейера и запчасти для автосервиса имеют разное качество;
- Дубликаты оригинальных запчастей не всегда уступают в качестве оригинальным деталям;
- Китай производит огромную массу деталей, в том числе и оригинальные. Многие китайские дубликаты не хуже оригинальных, но все они нуждаются в предварительной проверке;
- Известные бренды автозапчастей лучше неизвестных, но не всегда;
- Рынок автозапчастей грандиозен. В любом случае при поиске запчастей вы всегда можете найти альтернативу как более лучшего качества и более дорогую, так и наоборот;
- Экономия в некоторых случаях не даст вам выгоды. Выбор запчастей требует учета многих факторов, деньги из которых – не самый важный.